Взаимодействие между родителями и детьми

Каждый любящий родитель мечтает научиться понимать своего малыша, особенно тогда, когда новорожденный еще не может ничего сказать. Для того чтобы научиться понимать своего малыша, надо понять, что в том возрасте, в котором дети еще не умеют произносить слова, они, все равно, общаются с окружающими их людьми, показывая свои чувства, эмоции и то, в чем они нуждаются в данный  момент. Малыш выражает свои желания и потребности при помощи сигналов. Каждый ребенок индивидуален и может использовать один или несколько сигналов сразу. Для налаживания гармоничного и эффективного взаимодействия между родителями и детьми необходимо наблюдать за ребенком и научиться распознавать его сигналы и удовлетворять именно его конкретные потребности.

На какие же особенности поведения малышей необходимо обращать внимание для того, чтобы взаимодействие между родителями и детьми было гармоничным и продуктивным?

И по каким сигналам малыша мы можем понять правильно ли мы распознали и удовлетворили потребности малыша? 

Различные состояния сознания малышей и поведение характерные для них

Состояние сознания — глубокий сон

Во время такого состояния сознания у малышей наблюдаются следующие поведенческие сигналы:

  • Глаза крепко закрыты, дыхание равномерное и глубокое
  • Движения тела отсутствуют
  • Возможны периодические короткие вздрагивания с разницей в несколько секунд
  • В целом ребенок равнодушен к внешним раздражителям

Некоторые источники утверждают, что такое состояние сознания возникает циклично, примерно через каждые четыре часа у доношенных новорожденных, но это утверждение считается спорным.

Состояние сознания — активный сон

Для активного сна характерно следующее поведения:

  • Чуткий и активный сон
  • Ребенок больше реагирует на происходящее вокруг него
  • Глаза хоть и закрыть, но время от времени наблюдаются медленные, круговые движения глазных яблок
  • Двигательная активность может включать незначительные подергивания
  • Иногда ребенок слегка изгибается и потягивается
  • Неравномерное дыхание может быть поверхностным
  • Наблюдаются движения мышц лица, ребенок может хмуриться, делать сосательные движения и различные гримасы

Состояние сознание — сонливость

Для данного состояния сознания характерно следующее поведения:

  • Глаза закрываются и открываются полностью или частично, но выглядят оцепеневшими
  • Движения рук и ног медленные
  • Частое, быстрое не глубокое дыхание
  • Если потревожить малыша в таком состоянии, то состояние, с большой вероятностью, сменится на более активное и восприимчивое

Состояние сознания — бодрствование

Такому состоянию сознания присущи следующие характеристики:

  • Лицо и туловище спокойны и неподвижны
  • Глаза ясные и блестящие
  • Зрительные и звуковые символы приводят к к ожидаемой реакции

Самые приятные моменты, для родителей, происходят именно в такие минуты.

Состояние сознания — внимательное, но беспокойное

Это промежуточное состояние между спокойствием и плачем и для него характерно следующее поведение:

  • Ребенок по-прежнему откликается на внешние стимулы и все еще может успокоиться или, наоборот, перейти в состояние нервного возбуждения в ответ на привлекательный стимул
  • Чрезмерная стимуляция приводит к беспокойству 
  • Движения резкие, не последовательные
  • Капризное настроение только усиливается за счет сильной внутренней тревоги

Состояние сознания — плач

У детского плача несколько причин. На ранних стадиях развития различают четыре основных причины для плача: боль, голод, скука и дискомфорт. Плач привлекает внимание родителей. Ребенок мгновенно побуждает появление автоматической реакции у родителей — беспокойство, чувство ответственности и вины. Они чувствуют острую необходимость ответить на плач, успокоить ребенка и устранить причину плача.Когда им это удается, они чувствуют себя хорошими родителями. Однако, несмотря на то, что родители рано учатся выявлять различные виды плача, они все же могут трактовать его неверно.

Сигналы — ответы малышей 

У малышей есть система сигналов, которыми они дают понять родителям правильно ли они отреагировали на запрос ребенка. Если сигналы поняты родителями правильно и потребность удовлетворена, то родители увидят: сияющие глаза ребенка, сфокусированность взгляда,  малыш тянется вперед, выразительное счастливое лицо, оживленные движения тела, вовлекается во взаимодействие с родителями.

Если сигнал ребенка проигнорирован, то поведение малыша будет таким: плач, беспокойство, выгибание спины, плевки, зевота, нахмуренные брови, избегание контакта глаза в глаза, засыпание.

Если сигнал был понят родителями не верно и потребность не удовлетворена, то будут заметно, что малыш выполняет самоуспокаивающие действия: причмокивания, сосание пальцев, захватывание чего-либо, сворачивания «колачиком», отведение взгляда.

Внимательное чтение сигналов ребенка и правильное реакция на них — это фундамент успешного и гармоничного взаимодействия между родителями и детьми. Взаимодействие постепенно перерастет в более сложные формы общения и игры.

Дети развивают понимание себя и чувство контроля над окружающим миром. С появления самостоятельности начинается естественный процесс отделения ребенка от родителя, который протекает в счастливой и спокойной атмосфере. Но это будет позже, а вначале жизни родителям надо дать своим малышам хорошие корни, чтобы потом они превратились в крылья!

А какие сигналы Вы заметили у своих малышей?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *